АКМЕ

Центр нравственного воспитания детей и молодёжи г. Казани

 

dia_bluve.gifДомашняя  dia_bluve.gifЗИПоПо  dia_bluve.gifПроекты  dia_bluve.gifТренинги  dia_bluve.gifАвтор проектов  dia_bluve.gifГалерея  dia_bluve.gifНаграды  dia_bluve.gifПубликации  dia_bluve.gifПартнеры  dia_bluve.gifКонтакты

bar_n_1_1.gif

 

«Алтын юл» («Золотая стезя»)

  

В 2007-2008 г.г. Центр «Акме» участвовал в реализации проекта «Алтын юл» («Золотая стезя»), включающего в себя создание DVD диска с 13 видеофильмами и учебно-методическим пособием по программе гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодёжи «Алтын юл» («Золотая стезя»), а также проведение семинаров и тренингов для учителей, психологов и социальных работников Республики Татарстан. Было проведено 23 обучающих семинара в пяти городах Татарстана для 1000 человек, каждый участник получил комплект с DVD диском и учебно-методическим пособием, а также Сертификат ведущего программы.

Цели программы «Алтын юл» («Золотая стезя»), рекомендованной Госсоветом РТ и Министерством образования и науки РТ для реализации в ряде школ Республики Татарстан - развитие и укрепление нравственных принципов у детей, подростков и молодежи, содействие профилактике правонарушений, повышение социальной зрелости подростков и молодежи, развитие навыков миротворчества и разрешения конфликтов позитивным путем, содействие развитию атмосферы межэтнического и межрелигиозного мира и взаимопонимания в обществе, содействие развитию культуры и языка, утверждение здорового образа жизни, содействие укреплению единства в семьях, а также воспитание гражданской, общественно-значимой позиции, обретение толерантности, психологической устойчивости и готовности к стрессовым ситуациям.

Программа «Алтын юл» («Золотая стезя») прошла успешную апробацию в 29 учебных заведениях Республики Татарстан и получила положительные отзывы Управлений образования Казани и Альметьевска, а также учёных и общественных организаций Татарстана.

Актуальность программы:

Сегодняшнее состояние общества в целом и молодёжи в частности, связанное с потерей нравственных ценностей, усилением криминогенного поведения, повышением потребления наркотиков, алкоголя, табака, вызывает крайнюю озабоченность. Проблемы детей, подростков и молодёжи влияют на всё общество. Таким образом, количество людей, озабоченных проблемой нравственности молодого поколения – около 4-х миллионов человек, то есть всё население Татарстана.

Описание программы:

Программа представляет собой цикл интерактивных занятий, посвящённых самым острым проблемам жизни детей, подростков и молодёжи. Каждое занятие включает демонстрацию видеосюжета, иллюстрирующего проблему, и последующее обсуждение, нацеленное на творческий поиск позитивного выхода из проблемной ситуации.

Основные темы занятий - актуальные нравственно-этические категории, такие как «Уважение в семье», «Законопослушание и гражданский долг», «Уважение к родному языку и культуре», «Трудолюбие», «Правдивость», «Любовь», а также противодействие таким негативным явлениям, как «Наркомания», «Алкоголизм», «СПИД», «Преступность», «Насилие», «Национальная и религиозная вражда» и др.

Занятия по гражданско-нравственному образованию могут проводиться в форме классных часов, внеклассных занятий или факультативных уроков, каждое занятие в течение одного академического часа, т.е. 45 минут. Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года.

Программа, используемая в проекте, основана на адаптации оригинальной методики, разработанной Центром «Акме» и основанной на опыте международной программы «ЗИПоПо», практикуемой в 65-х странах мира. В программе используются новые подходы в школьной педагогике:

1. Анализ и моделирование конфликтных жизненных ситуаций.

2. Драматизация и эмоционализация опыта посредством драматической постановки.

3. Позитивный подход к решению конфликтных задач.

4. Развитие коллективного мышления, умения совещаться.

5. Акцент на нравственность.

6. Систематичность, структурный подход, регулярность и долгосрочность проекта.

 

Отличительными чертами программы, обеспечивающими ее эффективность и привлекательность для молодежи, являются:

1. Яркий презентационный характер благодаря наличию видеосюжета;

2. Высокая динамичность и соответствие требованиям времени;

3. Простота и доступность методики для педагогов и социальных работников;

4. Возможность широкого охвата учащихся всех возрастов;

5. Возможность вовлечения родителей в обсуждение тем программы;

6. Овладение учащимися навыками позитивного разрешения конфликтных ситуаций;

7. Освоение учащимися нравственно-этических категорий;

8. Усваивание учащимися позитивных моделей поведения;

9. Невысокая стоимость набора для учебных заведений;

10. Регулярность занятий и долгосрочность проекта в целом.

 

Содержание тренинга:

В ходе тренинга участники получили представление о содержании программы «Алтын юл», приняли участие в показательном интерактивном уроке. Всем участникам были розданы учебно-методические пособия по проведению программы «Алтын юл» («Золотая стезя»), а также DVD диск с 13 видеосюжетами, которые можно использовать при проведении занятий с подростками и молодёжью. Участникам тренинга было предложено ответить на вопросы анкеты, обработка которых помогла в дальнейшем улучшить содержание программы. Участники тренинга в дальнейшем проводили занятия по программе «Алтын юл» («Золотая стезя») в школах и других учебных заведениях, социальных центрах. Центр «Акме» обеспечивал их методической поддержкой.

График проведения обучающих семинаров (запланировано)

Дата

Город

Участники семинара

Кол-во

занятий

Кол-во

участников

1

18 марта 2008г.

Казань

Специалисты республиканских учреждений МДМСТ РТ

1

25

2

20 марта 2008г.

Казань

Специалисты КЦСО «Доверие»

1

50

3

25 марта 2008г.

Казань

Специалисты Центров «Выбор», «Роза ветров», Ресурсного добровольческого центра

1

50

4

25 марта 2008г.

Казань

Слушатели курсов повышения квалификации специалистов учреждений по месту жительства

1

25

5

27 марта 2008г.

Казань

Слушатели курсов повышения квалификации специалистов учреждений по месту жительства

1

25

6

27 марта 2008г.

Казань

Участники Республиканского конкурса «Лидер года» (профильная смена)

3

150

7

3 апреля 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Авиастроительный филиал

1

25

8

8 апреля 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Московский филиал

1

50

9

10 апреля 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Кировский филиал

1

25

10

14 апреля 2008г.

Набережные Челны

Специалисты учреждений по месту жительства

1

50

11

15 апреля 2008г.

Набережные Челны

Специалисты учреждений по месту жительства

1

50

12

17 апреля 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Вахитовский филиал

1

25

13

22 апреля 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Советский филиал

1

50

14

24 апреля 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Приволжский филиал

1

50

15

6 мая 2008г.

Казань

МПУ «Подросток», Ново-Савиновский филиал

1

50

16

12 мая 2008г.

Нижнекамск

Специалисты учреждений по месту жительства

2

100

17

19 мая 2008г.

Альметьевск

Специалисты учреждений по месту жительства

2

100

18

26 мая 2008г.

Зеленодольск

Специалисты учреждений по месту жительства

2

100

 

 

 

Итого:

23

1000

 

Отчёт о проведении апробации проекта

гражданско-нравственного воспитания «Алтын Юл»

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан № Ф-68/6-1з от 23.05.2006 и письмом Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Республики Татарстан № 12-7-50 от 13.02.2006 Центром творческого нравственного воспитания детей и молодёжи «Акме» была начата апробация проекта гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодёжи «Алтын Юл» в ряде школ Татарстана, в частности, в городах Альметьевске и Казани. Апробация проводилась с февраля 2006 г. до марта 2007г.

 Участники апробации

По решению Управления образованием исполнительного комитета муниципального образования г. Казани апробация проекта началась в следующих учебных заведениях: гимназия №10 (Авиастроительный район), средняя школа №98 (Вахитовский район), средняя школа №137 (Кировский район), средняя школа № 65 (Московский район), гимназия №155 (Ново-Савиновский район), гимназия № 18 (Приволжский район), гимназия № 125 (Советский район), всего 7 учебных заведений.

 По решению Управления образованием исполнительного комитета муниципального образования г. Альметьевска апробация проекта началась в следующих учебных заведениях: средние школы № 4, 12, 16, 20, 24, в гимназии №1, а также в Старо-Михайловской средней школе и Кульшариповской средней школе, всего 8 учебных заведений.

 Кроме перечисленных школ, в Альметьевске в апробации проекта приняли участие сотрудники Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи г. Альметьевска, педагоги профессионально-технического училища №31 и студенты Альметьевского государственного института муниципальной службы.

 Также по инициативе администрации и педагогического состава ряда школ Нижнекамского и Зеленодольского районов Татарстана была начата апробация программы «Алтын Юл».

 Таким образом, в апробации программы гражданско-нравственного воспитания «Алтын Юл» приняли участие 29 учебных заведений Республики Татарстан.

 Подготовка к апробации

В подготовку программы «Алтын юл» к апробации входили: изготовление учебно-методического пособия и видеоприложения в количестве, достаточном для обеспечения участвующих школ, и разработка анкет для учащихся, родителей и учителей. Анкеты были разработаны на основе методик М. Рокича и Ч.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина для применения до и после апробации.

При подготовке к апробации были получены и применены рекомендации начальника Управления городского образования Альметьевска И.Р. Багманова и заместителя начальника Управления городского образования Казани М.В. Лотфуллина, а также заместителя ректора Альметьевского Государственного института муниципальной службы к.п.н. Г.С. Аркавий.

 Ход апробации

 Сотрудники Центра творческого нравственного воспитания детей и молодёжи «Акме» несколько раз посетили школы Альметьевска и Казани, участвующие в апробации проекта. В ходе этих встреч они познакомились с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе и психологами, провели презентацию проекта, совещались с педагогами об особенностях проведения проекта, обсудили результаты первичного анкетирования и первых занятий проекта «Алтын Юл». В некоторых школах уже проведены пробные занятия по программе «Алтын Юл». Общее число учащихся, принявших участие в этих занятиях – более 1500.

 Первичные результаты апробации (октябрь-ноябрь 2006 г.)

 Альметьевск и Альметьевский район

Средняя школа №16 г. Альметьевска: занятие по методике «Алтын Юл» было проведено на открытом внеклассном мероприятии в ходе семинара заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Альметьевска и Альметьевского района. В занятии приняли участие около 60 учащихся старших классов и около 120 заместителей директоров по учебно-воспитательной работе г. Альметьевска и Альметьевского района, а также администрация и педагогический коллектив школы, представители родительского комитета, эксперты – психологи, юристы и специалисты по работе с подростками. Тема занятия была «Богач за неделю - грязные деньги».

Из отзывов участников занятия:

 Елинсон Гульназ Набрисовна, ассистент кафедры психологии и педагогики АГИМС:

Такие мероприятия жизненно необходимы. Интерактивная встреча – это эффективное общение, способ осознать многие жизненные ситуации, возможность посмотреть другими глазами на проблемы. Сегодня необходимо поднимать уровень самосознания в обществе. Существует замечательная фраза: «Спаси себя, спасутся тысячи!» Я считаю, что если даже одному человеку из присутствующих это мероприятие принесло пользу, то это распространится и на других!

 Алендукова Элли Махмутовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Старосуркинской средней школы:

Формы и методы, выбранные для проведения данного мероприятия, соответствуют возрастным и психологическим особенностям подростков. Мероприятие имеет яркую направленность на развитие и укрепление нравственных принципов у детей, полученные советы помогают разрешать конфликтные ситуации оптимальным и позитивным путем. Хочется отметить, что мероприятие имеет речевую направленность, у детей развивается речь, они учатся слушать, анализировать, что является одной из составных частей их психического развития на данном этапе.

 Воробей Роза Талгатовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ново-Михайловской средней школы:

Интересное мероприятие, новая форма проведения внеклассной работы, помогает увидеть чем «дышат ученики», какие они, как могут выходить из различных ситуаций. Самим ученикам дает возможность раскрыться, чувствовать себя комфортно, непринужденно. Хорошее начинание.

 Юмагулова С.Ф., заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы №10:

Очень интересное интерактивное мероприятие. Такие диспуты дают детям возможность высказать своё мнение, свою точку зрения. Они учатся не только высказываться, но и слушать мнение своих сверстников. В любом случае их мнение услышат, а, значит, извлекут для себя уроки. Для учителей это ещё одна возможность познакомиться поближе со своими воспитанниками и узнать их лучше.

 Котеневская Наталья Владимировна, психолог средней школы №6:

Интересная форма проведения мероприятия способствует развитию межличностного взаимодействия подростков, умению свободно выражать свои мысли, мнения. Данный проект я с удовольствием буду использовать в своей работе, т.к. в данное время у детей существует «вакуум» в нравственном воспитании, который необходимо заполнить.

 Гаврилова Ольга Антоновна, педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи детям и молодёжи г. Альметьевска:

Форма проведения этого занятия меня очень заинтересовала. Приятно наблюдать, как активно включились в беседу дети, психологи и юристы. Данное мероприятие – это способ обучаться как детям, так и педагогам.

 Ахмадиева Айгуль Мидхатовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1 имени Ризы Фахретдина:

Форма организации мероприятия способствует выработке активно жизненной позиции учеников. Присутствие специалистов из разных областей способствовало расширению кругозора учащихся. При регулярном и систематическом проведении подобных мероприятий возможно решение определённых проблем, существующих в воспитательном процессе в школе.

 Бугаев Игорь Вячеславович, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики АГИМС:

Занятие понравилось неформальной методикой проведения, возможностью высказать своё мнение и отношение к происходящему. Порадовала активность детей. Тема актуальна для всех времён, мнения, высказанные детьми, очень важны. Считаю такую форму занятий очень полезной.

 Рахманкулова Р. А., педагог-психолог средней школы №48:

Занятие интерактивное, что предполагает активное участие всех присутствующих. Отрадно видеть активное участие учащихся, радует умение учащихся говорить о своих чувствах, высказывать своё мнение, давать характеристику персонажам сценки, прогнозировать дальнейшие события, делать выводы. По их высказываниям можно сделать вывод о сформированности гражданской ответственности, зрелости участников. Понравилась форма активного диалога между учащимися и взрослыми (родителями, педагогами, психологами), что позволит, как мне кажется, снять проблему «отцов и детей», улучшить контакт между учителями и учениками.

                                                                     * * *

Всего в школе №16 в апробации участвуют учащиеся 7-11 классов, всего 355 человек. Также в школе № 16 было проведено занятие на английском языке на тему «Агрессивное поведение» с использованием английского варианта программы «Алтын Юл» (“Golden Path”). Преподаватель английского языка Раиса Аристарховна Алчинова отмечает активное участие учащихся в обсуждении темы.

Гимназия №1 г. Альметьевска: проект начат в 10-м классе, количество участвующих учащихся – 25 человек.

            Средняя школа №4 г. Альметьевска: проект начат в 2-х классах – 10-м и 11-м, общее количество участвующих учащихся – 40 человек.

Средняя школа №12 г. Альметьевска: проект начат в 3-х классах – 8-м, 10-м и 11-м, общее количество участвующих учащихся – 84 человека.

           Средняя школа №20 г. Альметьевска: проект начат в 4-х классах – 9-м, 10-м и двух 11-х, общее количество участвующих учащихся – 100 человек.

           Средняя школа №24 г. Альметьевска: проект начат в семи классах – 6-м, трёх 10-х и трёх 11-х, общее количество участвующих учащихся – 190 человек.

           Старо-Михайловская средняя школа: проект начат в 2-х классах – 10-м и 11-м, общее количество участвующих учащихся – 22 человека.

            Кульшариповская средняя школа: проект начат в 2-х классах – 10-м и 11-м, общее количество участвующих учащихся – 13 человек. Были проведены 2 занятия на темы «Честность» и «Кошелёк или жизнь». Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Фидания Мунавировна Гараева отмечает, что в ходе обсуждения некоторые учащиеся поменяли свою точку зрения на более зрелую.

            Профессионально-техническое училище №31 г. Альметьевска: проект начат в 5 группах 1-го курса, общее количество участвующих учащихся – 75 человек.

 Общее число учащихся, участвующих в апробации проекта «Алтын Юл» в Альметьевске и Альметьевском районе – 904.

 Казань

Гимназия №10 (Авиастроительный район): в апробации участвуют два 10-х и два 11-х класса, всего 62 учащихся.

Средняя школа №98 (Вахитовский район): 11-й класс, 32 учащихся.

Средняя школа №137 (Кировский район): 5, 6 и 10 классы, всего 74 учащихся.

Средняя школа № 65 (Московский район): 10 класс, 25 учащихся.

Гимназия №155 (Ново-Савиновский район): в апробации участвуют два 11-х класса, всего 45 учащихся.

Гимназия № 18 (Приволжский район): 9 класс, 16 учащихся.

Гимназия № 125 (Советский район): в апробации участвуют три 10-х класса, всего 83 учащихся.

 Общее число учащихся, участвующих в апробации проекта «Алтын Юл» в Казани – 337.

 Камские Поляны (Нижнекамский район)

Средняя школа №2: в апробации участвуют восемь 9-х и шесть 11-х классов, всего 305 учащихся.

 Программа «Алтын Юл» была представлена на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Нижнекамского района и вызвала большой интерес.

Зеленодольск (Зеленодольский район)

Лицей им. А.С.Пушкина №9: данные уточняются.

 Выводы:

Учителя, принимающие участие в апробации, отмечают важность гражданско-нравственного воспитания молодёжи. Они с энтузиазмом приступили к проведению занятий по методике «Алтын Юл». Большинство из них отмечают высокую эффективность программы как инструмента воспитания нравственных качеств, развития социальной компетентности и утверждения позитивных ценностей для детей и молодёжи.

Общее число учебных заведений и организаций, участвующих в апробации проекта «Алтын Юл» - 29.

Общее число учащихся, участвующих в апробации проекта «Алтын Юл» - 1546.