АКМЕ

Центр нравственного воспитания детей и молодёжи г. Казани

 

dia_bluve.gifДомашняя  dia_bluve.gifЗИПоПо  dia_bluve.gifПроекты  dia_bluve.gifТренинги  dia_bluve.gifАвтор проектов  dia_bluve.gifГалерея  dia_bluve.gifНаграды  dia_bluve.gifПубликации  dia_bluve.gifПартнеры  dia_bluve.gifКонтакты

bar_n_1_1.gif

Разработки тем ЗИПоПо

                                              Как противостоять агрессии в школе
Главная мысль
Школа - это место, где молодые люди постигают знания о жизни, о справедливости и благородстве. В ней не должно быть места насилию и жестокости. Годы учёбы в школе – лучшее время научиться состраданию и прощению, единству и сотрудничеству. И только совместные усилия всех учителей и учащихся смогут эффективно сделать это.
 
 
Сценарий для обсуждения
Действующие лица: Лена, Альберт, Тимофей, Роза и Тимур.
Место действия: класс в школе.
Прозвенел звонок, ученики выходят из класса. Лена и Альберт за одной партой, за ними – Тимофей, Роза и Тимур.
ЛЕНА: - Ты знаешь всего Лермонтова наизусть! Здорово! У нас ещё никогда не было настоящего поэта в классе!
АЛЬБЕРТ: - Я не думаю, что могу считаться настоящим поэтом. Ответственность слишком высока.
ЛЕНА: - У меня скоро день рождения. Напишешь для меня стихи?
АЛЬБЕРТ: - Несомненно, о моя высокородная дама! Вдохновения волны нисходят с небес красоты, отзываясь в сердцах тех, кто любит!
ЛЕНА: - Классно! Ну ладно, я побежала!
Лена уходит, Альберт складывает свои тетради и учебники. Роза подходит к нему и хватает тетрадку, читает из неё.
РОЗА: - А вы когда-нибудь решали судьбу дубового листка?
АЛЬБЕРТ: - Отдай! Как ты смеешь?
Пытается отобрать тетрадь. Роза уворачивается.
РОЗА: - Приходите на пруд тёмной ночью, и спросите у глади воды…
АЛЬБЕРТ: - Прекрати! Отдай мою тетрадь!
Роза бросает тетрадь Тимуру.
АЛЬБЕРТ: - Ребята, что вы делаете? Зачем это?
ТИМУР: - Ах, ты не понимаешь? Как же так? Ты же такой умный…
РОЗА: - У него явно проблемы с головой.
АЛЬБЕРТ: - Что я должен понять?
ТИМОФЕЙ: - Ты сегодня первый день в этой школе, и ты уже флиртуешь с самой красивой девчонкой в нашем классе.
АЛЬБЕРТ: - Что?
РОЗА: - У него явно проблемы со слухом.
ТИМУР: - А вы катались на кораблике из листика ольхи?
АЛЬБЕРТ: - Пожалуйста!
Альберт пытается отобрать тетрадь, Роза толкает его в спину, он спотыкается и роняет очки. Роза толкает ещё раз, и Альберт наступает на свои очки.
АЛЬБЕРТ: - Мои очки!
ОБСУЖДЕНИЕ
Альберт начинает искать очки. В это время входит учитель.
УЧИТЕЛЬ: - Что здесь происходит? Тимофей! Я тебя уже предупреждал! Мы выгоним тебя из этой школы! Хватит хулиганить! Альберт, так тебя зовут? Они били тебя? Разбили очки?
АЛЬБЕРТ: - Это я сам. Я сам наступил на свои очки.
УЧИТЕЛЬ: - Да? Ладно. У тебя всё в порядке? Тимофей, учти, если что, вылетишь!
Учитель уходит.
РОЗА: - Теперь у него точно проблемы со зрением.
Роза и Тимур хохочут.
ТИМОФЕЙ: - Заткнитесь вы, идиоты!
Тимофей вырывает тетрадку у Тимура, отдаёт Альберту и уходит.
 
Вопросы
Кто такие школьные хулиганы?
Почему некоторые юноши и девушки ведут себя агрессивно?
Как защитить себя от школьных хулиганов?
Что делать, если в классе есть агрессивно настроенные учащиеся?
Нужно ли обращаться за помощью к родителям?
Что бы вы посоветовали Альберту?
Почему Альберт не выдал Тимофея?
Почему Тимофей прикрикнул на своих друзей?
Цитаты по теме
Хулиганство – Нарушение правил общественного порядка, общепринятых норм поведения, свидетельствующее о неуважении к обществу, достоинству человека.
Большой толковый словарь русского языка, составитель С.А. Кузнецов
 
… Шалость нам к паденью первый шаг;
Она становится привычкой, после – страстью
И, увлекая нас в порок с гигантской властью,
Нам не дает опомниться никак.
И. Крылов (1769-1844), русский баснописец
 
Преступление нуждается лишь в предлоге.
Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ, ученый-энциклопедист
 
Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником.
П. Кребийон (1674-1762), французский драматург
 
Если бедность – мать преступлений, то недалекий ум – их отец.
Ж. Лабрюйер (1645-1696), французский писатель, сатирик-моралист
 
Самое невинное занятие люди могут сделать преступлением.
Ж. Мольер (1622-1673), французский драматург, актер
 
Нелепо стать преступным из-за ненависти к преступлению.
Д. Низар (1806-1888), французский критик и историк литературы
 
Преступление остается иногда ненаказанным, но оставляющим в покое – никогда.
Сенека (4 до н.э.-65 н.э.), римский писатель, философ
 
Качества, необходимые для решения этой проблемы
Миролюбие, терпение, справедливость, настойчивость, смелость.
 
Пожелание
Храните мир в школе, а также дома, на улице и везде, где вы бываете. Там, где мир – там уважение и любовь. Там, где агрессия – там жестокость и несчастья. То, как вы себя ведёте, составляет вашу личность. Будьте добрыми и благородными людьми.
 
Домашнее задание
1. Обсудите эту тему с вашими друзьями, родителями и другими близкими.
2. Решите для себя, как вы будете вести себя в присутствии агрессивных людей.
3. Обратитесь, если необходимо, к учителю, администрации школы, психологу.
 

Межэтническое единство

Главная мысль
Все народы, живущие на земле, имеют право на существование. Все народы, их культура, религия, язык и обычаи достойны уважения. Ни один народ не должен превозносить свою нацию над другой. Мир на земле, покой и благосостояние его народов зависят не только от взаимоуважения народов, но и от каждого отдельно взятого человека. У каждого народа есть свои трудности и испытания, и в достойном преодолении их состоит его задача. Цель пребывания людей и народов на земле – помогать развитию друг друга.

Сценарий для обсуждения
О соле мио!
Действующие лица: мать, отец, их дочь Наташа.
Место действия: квартира.
Мать вяжет, отец готовит удочку. Звонит телефон. Мать поднимает трубку.
МАТЬ: - Да, самолет уже приземлился, она уже едет из аэропорта домой. Ну, вроде с кем-то познакомилась. Да ты же знаешь её характер, она ни с кем больше трех дней дружить не может, как порох взрывается. Может, на этот раз всё получится. Эх… Ладно, потом позвоню, всё расскажу. Пока (кладет трубку).
ОТЕЦ: - А здорово было бы, если бы наш зять был итальянец. Итальянцы, говорят, все отличные рыбаки.
МАТЬ: - А мне важно, чтобы ребеночек был, внучек или внучка. Так уж хочется покачать, потискать.
ОТЕЦ: - Представляешь, мы на рыбалку идём. Спиннинг забрасываю, раз - и попалась, и крутишь, и тянешь. А на крючке – не рыба, а гондола, а в гондоле наша дочка и Джузеппе.
МАТЬ: - Какой Джузеппе?
ОТЕЦ: - Ну, Джованни. Или Лучано. Паваротти. (Поёт итальянскую песню).
МАТЬ: - Ты же знаешь её характер, три дня и все.
ОТЕЦ: - Молчу, молчу
Слышится звук ключа в двери. Дверь распахивается, входит Наташа с двумя сумками, бросает их.
НАТАША: - Мама, папа, я приехала!
МАТЬ: - Доченька!
ОТЕЦ: - О соле мио!
МАТЬ: - Садись, доченька, отдохни с дороги.
ОТЕЦ: - Ну, давай, давай, рассказывай.
НАТАША: - О чём рассказывать?
ОТЕЦ: - Всё рассказывай.
НАТАША: - Ну… Солнце было замечательным.
ОТЕЦ: - О… солнце! И?
НАТАША: - Песок был великолепным.
МАТЬ: - О… песок! Ну, и?
НАТАША: - Еда была прекрасная: лазанья, пицца, спагетти.
ОТЕЦ: - Спагетти! И?
НАТАША: - Отель был замечательный! Пять звёздочек, каждый день бельё меняют, постель подогретая, шоколадка на одеяле, музыка классическая в туалете звучит.
ОТЕЦ И МАТЬ (хором): - В туалете! И? И???
НАТАША: - Ну ладно, ладно, скажу. Да, я познакомилась с парнем.
МАТЬ: - Ну, и какой он?
НАТАША: - О, какой он. Он такой красивый, умный, добрый, образованный, нежный, романтичный.
ОТЕЦ: - Образованный…
МАТЬ: - Романтичный… А как его зовут?
НАТАША: - Мишель.
ОТЕЦ: - Что-то имя не совсем итальянское… А фамилия какая у него?
НАТАША: - Ндонго.
ОТЕЦ: - Кто такой? Что-то непонятно. Откуда родом?
НАТАША: - Из Камеруна. Вот мы тут вместе сфотографировались (показывает фото на смартфоне).
ОТЕЦ: - Что? Ты что, в Италии познакомилась с чернокожим парнем из Африки? Значит, ради этого мы два года деньги копили?
Встаёт, отходит в сторону.
МАТЬ: - Доченька, ты что, с ума сошла? Ты была три недели в Италии и не могла познакомиться там с итальянцем? Подцепила какого-то африканца! Ты с ума сошла!
НАТАША: - Мама, но я люблю его, он такой замечательный, я впервые в жизни встретила такого человека. Я хочу за него замуж.
МАТЬ: - Что?
НАТАША: - Я - хочу - за - него - замуж.
ОТЕЦ: - Ты не выйдешь замуж за этого чёрного!
НАТАША: - Папа, я выйду за него замуж!
ОТЕЦ: - Вон из моего дома!
ОБСУЖДЕНИЕ
НАТАША: - Папа, я его очень люблю.
ОТЕЦ: - Ты любишь его, но ты не любишь своих родителей!
Вырывает руку, поворачивается спиной.
МАТЬ: - Что вы делаете? Так нельзя, надо поговорить.
НАТАША: - Папа и мама! Три недели я была с ним как одна душа, как одно сердце. Пожалуйста, дайте мне шанс.
ОТЕЦ: - А он рыбачить любит?
 
Вопросы
1. Что такое национальность? Дайте определение национальности, нации.
2. Чем нации отличаются друг от друга, и чем они схожи?
3. Как нации могут сотрудничать?
4. В чём преимущества единства, и в чём опасность раздоров?
5. Что способствует взаимопониманию народов, их сотрудничеству?
6. Почему отец изменил свою точку зрения?
 
Цитаты
«Золотое правило» всех мировых религий гласит: Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Внутри каждого из нас натянуты струны народной культуры, и важно трогать их так, чтобы звучала не разрушительная какофония ксенофобии и фанатизма, а истинная мелодия созидания, единства и любви. С.Виктори
Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости. Л.Н.Толстой
Дружба – одна из самых больших радостей жизни; одна из самых больших радостей дружбы – иметь того, кому можно доверить тайну. А. Мандзони
Наименее шумливая, наиболее скромная дружба часто – наиболее полезная. Поэтому я всегда предпочел бы сдержанного друга не в меру усердному. Д. Аддисон
Дружба должна быть прочною штукою, способною пережить все перемены температуры и все толчки той ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненное путешествие дельные и порядочные люди. А. Герцен
Самая прочная дружба завязывается почти всегда в тяжелую для друзей годину. К. Колтон
Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей. Исократ
Ничто не может так вдохновлять людей и помогать им, как дружба. Ба Цзинь
Раны лечатся временем, а горе дружбой. Аркадий Кулешов
Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки. Ж. Лабрюйер
Друзья потому находят удовольствие в общении друг с другом, что одинаково смотрят на нравственные обязанности человека. Ж. Лабрюйер
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, и в своем лице, и в лице всякого другого, так же, как к цели, и никогда бы не относился к нему, как к средству. И.Кант

 

Качества необходимые для решения проблемы

Дружелюбие, открытость, объективность, добросердечие, миролюбие, радушие, уважение к другим.
 
Домашнее задание
1. Обсудите эту тему с вашими друзьями, родителями и другими близкими.
2. Подумайте, какими позитивными качествами обладают люди других рас и национальностей.
3. Решите для себя, смогли бы вы вступить в брак с человеком другой расы или национальности.