Развитие подростков
Программа развития подростков и молодежи в соседствах, Москва, 2016-2017
Цель:
содействие развитию добрососедских общин (локальных соседских сообществ), в
которых местные жители, сотрудничая, берут на себя ответственность за
материальное и духовное процветание своих соседств.
Главная
идея:
использование цельной развивающей системы из трех уровней: дети,
подростки и взрослые. Это развивающая программа, которая помогает
совершенствовать качества и навыки, необходимые как для личного развития
человека, так и для улучшения им мира вокруг себя, в том числе в сотрудничестве
с существующими формальными и неформальными организациями, которые также
озабочены улучшением мира.
Структура
развивающей программы:
Духовно-нравственное
развитие детей (детские классы). Рассчитано на возраст
5-10 лет (6 уровней для каждого из возрастов). Детские классы проходят 1 раз в
неделю по 1 часу. Задача детских классов – помочь родителям сформировать у
ребенка прочный духовный стержень, развить способность сотрудничать с другими и
самостоятельно размышлять над нравственными ценностями. Все это необходимо для
защиты ребенка от возможного негативного влияния, которое на него ежедневно
оказывает общество в самых разных пространствах (школа, улица, СМИ, интернет).
Наделение
подростков духовной силой (подростковые группы). Рассчитано
на возраст 11-14 лет. Подростковая группа – это неформальная группа друзей,
которые живут в соседстве. У этой группы подростков есть старший друг вожатый
(как правило, из молодежи). Группа встречается с вожатым 1-2 раза в неделю на
2-3 часа, и во время этих встреч вожатый создает такую атмосферу, в которой
подростки помогают друг другу совершенствоваться: учатся дружить, размышлять,
говорить, слушать, сотрудничать; группа при помощи вожатого планирует и
осуществляет различные проекты добрых дел, направленные на улучшение того места
(соседства), в котором они живут. Задача этих встреч состоит в реализации и
направлении в доброе русло того большого потенциала, который присущ
подростковому возрасту, в формировании и укреплении у подростка духовного
стержня, развитие способности самостоятельно мыслить, предвидеть и оценивать
последствия своих действий, различать добро и зло, сотрудничать с другими,
совершать бескорыстные акты служения своему окружению в соседстве. В результате
подростки получают силу, которая позволяет им не только не поддаваться
негативному влиянию общества, но и самим позитивно влиять на свое окружение.
Духовное
образование для взрослых (курсы Института Рухи).
Институт Рухи (Колумбия) развивается более 40 лет, и по его материалам
занимаются люди всех слоев населения во многих странах мира. Цель Института —
продвижение благополучия человечества. Каждый из 7 уровней программы Института
направлен на развитие способностей улучшать себя и свое окружение. Человеческое
сердце и окружающий его мир неразрывно связаны, и когда меняется одно, то
непременно меняется и другое, это взаимный процесс трансформации. В
образовательном процессе Института отсутствуют отношения «учитель-ученик», все
участники, включая ведущего, являются сотрудниками, вовлеченными во взаимный
процесс, в котором все учатся, а ведущий лишь направляет этот процесс. Институт
использует метод всеобщего участия, когда участники вовлечены в размышление, в
ходе которого они ведут непредубежденное обсуждение и совместный поиск истины в
радостной и одновременно серьезной атмосфере. После прохождения первых 3-х
уровней участники могут сами начать проводить эти курсы со своими знакомыми,
друзьями, родственниками. При прохождении 3-го курса участник учится тому, как
проводить детские классы, а при прохождении 5-го – как проводить подростковые
группы.
Роль
молодежи. Молодежь – это самая отзывчивая группа
населения, которая более других готова устремить свою энергию в происходящую
работу, когда они узнают о том вкладе, который они могут внести в улучшение
общества. Особенно воспламеняется их интерес к тому, как физические и духовные
силы, имеющиеся в их распоряжении в этот момент их жизни, можно направить на
обеспечение нужд других людей, в особенности младших поколений. Молодежь также
поддерживает друг друга в этом отношении, собираясь вместе в группы, чтобы
заниматься дальнейшим изучением и обсуждать свое служение обществу, укреплять
усилия друг друга и взращивать решимость, заботясь о постоянном расширении
круга дружбы. Воодушевление, предлагаемое таким способом через сеть
сверстников, дает молодым людям столь необходимую альтернативу тем искушающим
голосам, которые манят в западню потребительства и навязчивых отвлекающих
факторов, а также средство противодействия призывам очернять других. Именно в
такой обстановке обессиливающего материализма и усиливающихся раздоров в обществе
подростковая программа являет свою особую ценность в этот момент. Она
предлагает молодым людям идеальное поприще, чтобы помогать тем, кто моложе их,
сопротивляться разъедающим силам, которые специально нацелены на них.
Таким образом,
программа развития подростков и молодежи в соседствах предполагает прохождение
расширяющейся группой молодых людей занятий по курсам Института Рухи, чтобы они
обретали навыки и качества, необходимые им для того, чтобы помогать развиваться
подросткам, становясь для них старшими друзьями и проводя с ними занятия.
Как
подростковая программа влияет на социальную действительность той местности, в
которой она используется:
Самая активная часть соседства, молодежь, получает
систему навыков и качеств, а также мотивацию, которые позволяют им осознанно и
на долгосрочной основе посвятить часть своего времени и энергии бескорыстному
служению обществу в своем соседстве, в том числе участвуя в уже существующих
волонтерских проектах, а также создавая положительную среду для развития подростков.
Подростки, которые, как правило, мало вовлечены в реализацию
социальных проектов, получают возможность с группой сверстников и при поддержке
вожатого принять участие в социально значимой деятельности (осуществляя
собственные проекты добрых дел), а также обрести взгляд на окружающую
действительность, который включает в себя такие ценности, как бескорыстное
служение своему окружению, сотрудничество, забота о ближних и о материальном и
духовном процветании того места, в котором они живут. Такие подростки при
достижении ими 15 лет также имеют устойчивую мотивацию и опыт, необходимые для
участия в существующих волонтерских программах.
В соседстве становится все меньше (особенно в среде
молодежи и подростков) таких признаков нездоровой атмосферы как: употребление
алкоголя и наркотиков, сквернословие, насилие, преступность. В противовес этому
все больше заметны сотрудничество и взаимопомощь, целомудренный взгляд на
отношения, бескорыстная вовлеченность в социально значимую деятельность.
|