АКМЕ

Центр нравственного воспитания детей и молодёжи г. Казани

 

dia_bluve.gifДомашняя  dia_bluve.gifЗИПоПо  dia_bluve.gifПроекты  dia_bluve.gifТренинги  dia_bluve.gifАвтор проектов  dia_bluve.gifГалерея  dia_bluve.gifНаграды  dia_bluve.gifПубликации  dia_bluve.gifПартнеры  dia_bluve.gifКонтакты

bar_n_1_1.gif

Развитие подростков

Программа развития подростков и молодежи в соседствах, Москва, 2016-2017

Цель: содействие развитию добрососедских общин (локальных соседских сообществ), в которых местные жители, сотрудничая, берут на себя ответственность за материальное и духовное процветание своих соседств.

Главная идея:  использование цельной развивающей системы из трех уровней: дети, подростки и взрослые. Это развивающая программа, которая помогает совершенствовать качества и навыки, необходимые как для личного развития человека, так и для улучшения им мира вокруг себя, в том числе в сотрудничестве с существующими формальными и неформальными организациями, которые также озабочены улучшением мира.

    

Структура развивающей программы:

Духовно-нравственное развитие детей (детские классы). Рассчитано на возраст 5-10 лет (6 уровней для каждого из возрастов). Детские классы проходят 1 раз в неделю по 1 часу. Задача детских классов – помочь родителям сформировать у ребенка прочный духовный стержень, развить способность сотрудничать с другими и самостоятельно размышлять над нравственными ценностями. Все это необходимо для защиты ребенка от возможного негативного влияния, которое на него ежедневно оказывает общество в самых разных пространствах (школа, улица, СМИ, интернет).

Наделение подростков духовной силой (подростковые группы). Рассчитано на возраст 11-14 лет. Подростковая группа – это неформальная группа друзей, которые живут в соседстве. У этой группы подростков есть старший друг вожатый (как правило, из молодежи). Группа встречается с вожатым 1-2 раза в неделю на 2-3 часа, и во время этих встреч вожатый создает такую атмосферу, в которой подростки помогают друг другу совершенствоваться: учатся дружить, размышлять, говорить, слушать, сотрудничать; группа при помощи вожатого планирует и осуществляет различные проекты добрых дел, направленные на улучшение того места (соседства), в котором они живут. Задача этих встреч состоит в реализации и направлении в доброе русло того большого потенциала, который присущ подростковому возрасту, в формировании и укреплении у подростка духовного стержня, развитие способности самостоятельно мыслить, предвидеть и оценивать последствия своих действий, различать добро и зло, сотрудничать с другими, совершать бескорыстные акты служения своему окружению в соседстве. В результате подростки получают силу, которая позволяет им не только не поддаваться негативному влиянию общества, но и самим позитивно влиять на свое окружение.

Духовное образование для взрослых (курсы Института Рухи). Институт Рухи (Колумбия) развивается более 40 лет, и по его материалам занимаются люди всех слоев населения во многих странах мира. Цель Института — продвижение благополучия человечества. Каждый из 7 уровней программы Института направлен на развитие способностей улучшать себя и свое окружение. Человеческое сердце и окружающий его мир неразрывно связаны, и когда меняется одно, то непременно меняется и другое, это взаимный процесс трансформации. В образовательном процессе Института отсутствуют отношения «учитель-ученик», все участники, включая ведущего, являются сотрудниками, вовлеченными во взаимный процесс, в котором все учатся, а ведущий лишь направляет этот процесс. Институт использует метод всеобщего участия, когда участники вовлечены в размышление, в ходе которого они ведут непредубежденное обсуждение и совместный поиск истины в радостной и одновременно серьезной атмосфере. После прохождения первых 3-х уровней участники могут сами начать проводить эти курсы со своими знакомыми, друзьями, родственниками. При прохождении 3-го курса участник учится тому, как проводить детские классы, а при прохождении 5-го – как проводить подростковые группы.

                             

Роль молодежи. Молодежь – это самая отзывчивая группа населения, которая более других готова устремить свою энергию в происходящую работу, когда они узнают о том вкладе, который они могут внести в улучшение общества. Особенно воспламеняется их интерес к тому, как физические и духовные силы, имеющиеся в их распоряжении в этот момент их жизни, можно направить на обеспечение нужд других людей, в особенности младших поколений. Молодежь также поддерживает друг друга в этом отношении, собираясь вместе в группы, чтобы заниматься дальнейшим изучением и обсуждать свое служение обществу, укреплять усилия друг друга и взращивать решимость, заботясь о постоянном расширении круга дружбы. Воодушевление, предлагаемое таким способом через сеть сверстников, дает молодым людям столь необходимую альтернативу тем искушающим голосам, которые манят в западню потребительства и навязчивых отвлекающих факторов, а также средство противодействия призывам очернять других. Именно в такой обстановке обессиливающего материализма и усиливающихся раздоров в обществе подростковая программа являет свою особую ценность в этот момент. Она предлагает молодым людям идеальное поприще, чтобы помогать тем, кто моложе их, сопротивляться разъедающим силам, которые специально нацелены на них.

Таким образом, программа развития подростков и молодежи в соседствах предполагает прохождение расширяющейся группой молодых людей занятий по курсам Института Рухи, чтобы они обретали навыки и качества, необходимые им для того, чтобы помогать развиваться подросткам, становясь для них старшими друзьями и проводя с ними занятия.

Как подростковая программа влияет на социальную действительность той местности, в которой она используется:

Самая активная часть соседства, молодежь, получает систему навыков и качеств, а также мотивацию, которые позволяют им осознанно и на долгосрочной основе посвятить часть своего времени и энергии бескорыстному служению обществу в своем соседстве, в том числе участвуя в уже существующих волонтерских проектах, а также создавая положительную среду для развития подростков.

Подростки, которые, как правило, мало вовлечены в реализацию социальных проектов, получают возможность с группой сверстников и при поддержке вожатого принять участие в социально значимой деятельности (осуществляя собственные проекты добрых дел), а также обрести взгляд на окружающую действительность, который включает в себя такие ценности, как бескорыстное служение своему окружению, сотрудничество, забота о ближних и о материальном и духовном процветании того места, в котором они живут. Такие подростки при достижении ими 15 лет также имеют устойчивую мотивацию и опыт, необходимые для участия в существующих волонтерских программах.

В соседстве становится все меньше (особенно в среде молодежи и подростков) таких признаков нездоровой атмосферы как: употребление алкоголя и наркотиков, сквернословие, насилие, преступность. В противовес этому все больше заметны сотрудничество и взаимопомощь, целомудренный взгляд на отношения, бескорыстная вовлеченность в социально значимую деятельность.