АКМЕ

Центр нравственного воспитания детей и молодёжи г. Казани

 

dia_bluve.gifДомашняя  dia_bluve.gifЗИПоПо  dia_bluve.gifПроекты  dia_bluve.gifТренинги  dia_bluve.gifАвтор проектов  dia_bluve.gifГалерея  dia_bluve.gifНаграды  dia_bluve.gifПубликации  dia_bluve.gifПартнеры  dia_bluve.gifКонтакты

bar_n_1_1.gif

Сила единства

(Укрепление межнациональных отношений в молодёжной среде средствами театра и кино)

Проект «Сила единства» (Укрепление межнациональных отношений в молодёжной среде средствами театра и кино), предложенный Центром нравственного воспитания детей и молодёжи г. Казани «Акме» и выигравший грант Кабинета Министров Республики Татарстан, реализуется в течение 2019-2020 г.г. в соответствии с Договором.

1. Общая характеристика ситуации:

   Задачи, поставленные сегодня перед общественностью Татарстана, включают в себя воспитание личности детей, подростков и молодежи как важнейшее условие становления культуры, для которой характерны примат высших ценностей, свобода от безнравственной практики общества потребления и бережное отношение к другим культурам. Воспитание детей, подростков и молодёжи в духе высокой нравственности и уважения к культурам других народов является одной из самых насущных на сегодняшний день задач в нашей многонациональной республике. Наиболее эффективным инструментов для реализации задач развития и укрепления межнациональных отношений в молодёжной среде является искусство форум-театра, видео и кино, благодаря их инструментальной пластичности, обращения к эмоциональной составляющей личности и широким возможностям отражения реальности.

         Когда речь идет о развитии и укреплении межнациональных отношений, необходимо учесть следующие важнейшие факторы:

1. Национальность является неизменным атрибутом человеческой личности, и любое негативное воздействие, будь оно вербальным или невербальным, воспринимается индивидом как атака на его личность, и вызывает резкую защитную реакцию;

2. Современные интеграционные процессы, происходящие в мире, затрагивают и нашу Республику: появляется большое количество мигрантов, иностранных студентов, специалистов и предпринимателей из других стран, что обогащает социальную среду и в то же время усложняет систему межнациональных отношений;

3. Широкое распространение социальных сетей и цифровые технологии, с одной стороны, увеличивают творческие возможности молодёжи, но, с другой стороны, также могут привести к использованию этих технологий для буллинга и травли, возможно, в контексте межнациональных отношений;

4. В настоящее время появляется всё больше семей смешанного национального состава, что может вызвать возникновение внутрисемейных напряжений, приводящих к разладу и, в дальнейшем, к разводу;

5. Сложность процесса развития и укрепления межнациональных отношений связана с недостатком разработанности этой темы и нехваткой опыта в нашем обществе.

                        

Одной из острых проблем современной молодёжной среды является проблема расслоения молодёжи на различные группировки, что способствует потере единства и согласия, увеличению количества конфликтогенных ситуаций, ухудшению социальной адаптации. Агрессия, насилие и жестокость, транслируемые сегодня через средства массовой информации, в том числе ТВ и кино, а также через компьютерные игры, оказывают негативное воздействие на юное поколение и могут привести к появлению экстремизма. Проблема экстремизма в последние годы приобретает остроту. В первую очередь это касается молодежной среды, где его проявления непредсказуемы, молниеносны и особенно опасны. Молодежный экстремизм – это взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим, в том числе к представителям других национальностей, а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Случаи агрессии учащихся по отношению к своим сверстникам, участившиеся в последнее время, а также к другим людям, зачастую имеющие негативный контекст межнационального или межрасового характера, заставляют отнестись к этой проблеме со всей серьезностью. Это происходит на фоне обесценивания семейных ценностей, подмены нравственных принципов законами джунглей, фокусирования на достижении удовольствия и пропаганды низкопробных развлечений, что привносит в ситуацию эмоциональный характер и требует адекватных воспитательных действий. Молодого человека нужно научить делать правильный, конструктивный выбор поступков и поведения в целом. Для того чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры разрушительных последствий негативного разрешения ситуаций межэтнического характера и, напротив, конструктивных результатов их позитивного разрешения, четко определенная позиция общества в области развития и укрепления межнациональных отношений. Искусство театра и кино является наиболее эффективным инструментом для реализации этих задач.

2. Содержание проекта:

В ходе реализации проекта мы обучим 40 добровольцев – учащихся Казанских общеобразовательных школ № 75 и 119, а также Казанского интерната № 7 для детей с нарушениями речи основам искусства театра и кино – основам актёрского мастерства, умению писать сценарии, режиссуре театра и кино, операторскому мастерству и другим умениям, необходимым для производства спектакля и видеофильма. Участники нашего проекта напишут 5 небольших пьес и сценариев на волнующие их темы, связанные с развитием и укреплением межнациональных отношений, и примут участие в постановке и съемках 5 короткометражных постановочных видео-спектаклей по своим пьесам и сценариям, сами будут исполнять роли в этих постановках, сами будут режиссёрами, операторами и звукорежиссерами.

                                                                       

Кроме того, в нашем проекте предполагается подготовка ведущих занятий по развитию и укреплению межнациональных отношений из числа педагогов вовлеченных общеобразовательных школ, для чего будет создан цифровой сборник, в который войдут учебно-методическое пособие по работе с материалами проекта и 5 видео-спектаклей. Цифровой сборник будет растиражирован на флэш-накопителе в количестве 30 экземпляров. Будут проведены 2 тренинга для 30 учителей и социальных работников Казани, каждому из участников тренинга будет вручен цифровой сборник на флэш-накопителе с учебно-методическим пособием и 5 кинофильмами. По завершении проекта будут изготовлены дополнительные копии цифрового сборника для раздачи учащимся, принимавшим участие в съемках, их родителям и учителям, а также в другие образовательные учреждения Казани и других городов Республики Татарстан.

Для дальнейшего распространения материалов проекта будет опубликовано не менее 3-х материалов о проекте в СМИ, в том числе на сайтах наших партнеров.

Материалы, созданные в ходе реализации проекта, будут представлены Республиканскому Ресурсному Центру Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Республиканскому Центру молодёжных инновационных и профилактических программ, а также многочисленным образовательным организациям Министерства образования и науки Татарстана. Кроме того, в распространении результатов проекта нам помогут Общественная Палата Татарстана и наши партнеры – Казанский городской общественный фонд «Азамат» и Международный некоммерческий фонд «Паравитта».

                                      

Известно, что в современном образовании и воспитании наиболее эффективными являются инновационные креативные методы интерактивного обсуждения с привлечением медийных средств, из которых наиболее эффективными являются форум-театр, видео и кино. Первая часть нашего проекта предполагает участие учащихся ряда школ Казани в написании пьес и сценариев на темы развития и укрепления межнациональных отношений и съемки видео-спектаклей по этим сценариям, с последующим обсуждением этих видео-спектаклей. На каждом занятии после просмотра видео-спектакля о путях развития и укрепления межнациональных отношений актуальным будет включение дискуссии или её элементов. Как эффективное средство решения задач воспитания детей, подростков и молодежи зарекомендовал себя метод позитивного моделирования сложных жизненных ситуаций в форме креативного социального форум-театра и кинематографа, являющихся площадкой приобретения познавательного опыта, выработки моделей позитивного поведения. Актуальным будет проведение цикла интерактивных мультимедийных занятий. Каждое занятие будет включать демонстрацию видео-спектакля, иллюстрирующего одну из основных целей программы, и последующее обсуждение, нацеленное на поиск позитивного конструктивного подхода к решению задачи развития и укрепления межнациональных отношений. Вторая часть проекта предусматривает проведение тренингов для учителей и социальных работников и обеспечение их материалами для проведения занятий на темы развития и укрепления межнациональных отношений.

                                                                      

3. Обоснование необходимости проекта:

Современная интеграция культур не означает потерю одной культурой своей самобытности в результате взаимодействия с другой культурой, а, напротив, обогащение её, укрепление её корней через расширение возможностей, при условии взаимного уважения и аутентичного интереса взаимодействующих культур друг к другу. Все народы, живущие на земле, имеют право на существование. Все народы, их культура, религия, язык и обычаи достойны уважения. Ни один народ не должен превозносить свою нацию над другой. Мир на земле, покой и благосостояние его народов зависят не только от взаимоуважения народов, но и от каждого отдельно взятого человека. У каждого народа есть свои трудности и испытания, и в достойном преодолении их состоит его задача. Цель пребывания людей и народов на земле – помогать развитию друг друга. По словам современного философа С. Виктори, «внутри каждого из нас натянуты струны народной культуры, и важно трогать их так, чтобы звучала не разрушительная какофония ксенофобии и фанатизма, а истинная мелодия созидания, единства и любви».

Мы ориентируем наших юных драматургов и сценаристов на создание сценариев, отражающих такие жизненные ситуации, которые заставили их задуматься о путях и способах развития и укрепления межнациональных отношений в молодёжной среде, о глубине взаимопроникновения культур, о последствиях неуважительного отношения к культуре других народов, и нацеленных на поиск позитивного конструктивного выхода из таких ситуаций. Просмотр снятого видеоматериала и его последующий анализ, съёмка новых дублей с учётом ошибок, а также обсуждение содержания видео-спектаклей и совместный поиск позитивных решений, основанных на высших нравственных принципах, позволят старшеклассникам, участвующим в проекте, обрести и укрепить социальные навыки, необходимые им для активного участия в процессе развития и укрепления межнациональных отношений в молодёжной среде. Умение написать сценарий способствует развитию креативности и логического мышления, появлению драматургических навыков, то есть умения кратко и красочно описать ситуацию, увидеть глубину отношений персонажей, поставить перед ними значимую жизненную задачу и наметить пути её решения. Актёрское мастерство, сценическая речь, овладение основами режиссуры, а также такие полезные для будущей жизни навыки как съёмка видео, искусство композиции, монтаж и создание видеофильма – всё это поможет учащимся полнее и ярче выразить свои чувства.

 

                 

Ещё одной важной задачей проекта является подготовка ведущих занятий по развитию и укреплению межнациональных отношений в молодёжной среде из числа учителей и социальных работников. Каждый из подготовленных нами ведущих получит цифровой сборник на флэш-накопителе с 5 видео-спектаклями и учебно-методическим пособием и проведёт не менее 5 занятий для 20 учащихся, что, в конечном итоге, окажет содействие развитию в области укрепления межнациональных отношений по меньшей мере 3000 юношей и девушек Республики Татарстан, поможет им стать активными участниками процесса развития и укрепления межэтнического единства и согласия.

Участие учащихся общеобразовательных школ Казани №75 и 119 и школы-интерната №7 для детей с нарушениями речи в постановке и съёмке видео-спектаклей в качестве сценаристов, актёров, режиссёров и монтажёров будет способствовать обретению ими навыков, полезных для будущей жизни, укреплению их уверенности в себе, своих силах и возможностях, развитию любви и уважения к семейным ценностям, к культуре народов Республики Татарстан и Российской Федерации, а также всего мира.

Одним из ключевых факторов формирования личности молодого человека является воспитание его базовых нравственных качеств, закладываемых на ранних этапах развития личности, таких как принципиальность, честность, справедливость и надежность. Задачи, поставленные сегодня перед общественностью Татарстана, включают в себя воспитание личности детей, подростков и молодежи как важнейшее условие становления культуры, для которой характерны примат высших ценностей, свобода от безнравственной практики общества потребления и бережное отношение к другим культурам. Воспитание детей, подростков и молодёжи в духе высокой нравственности, уважения к культурам других народов является одной из самых насущных на сегодняшний день задач.

17-летний опыт работы в области театрального искусства и производства кино и видео, а также гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодёжи нашего Центра «Акме», а также наличие собственной материально-технической базы, помещения и сайта позволяют нам надеяться на то, что данный проект будет успешно выполнен и окажет действенную помощь в развитии и укреплении межнациональных отношений в молодёжной среде в Республике Татарстан.